MSOK

В современном мире, где мы постоянно получаем новые знания, британское образование - это билет первого класса в путешествие, которое зовется жизнью.

премьер-министр Великобритании Тони Блэр

Курсы английского языка
Программы культурного обмена
Образование за рубежом
Форум
Контакты
ENG

Система образования Великобритании

Итак, что же характеризует классическое британское образование?

Традиции и система, прежде всего. Система британского образования складывалась веками. Британское образование всегда строилось на том, чтобы научить учеников независимо мыслить и самостоятельно работать. Это качество — одно из самых ценных в современном мире.

Система образования Великобритании в соответствии с административным делением и сложившимися традициями подразделяется на три подсистемы: 1) Англия и Уэльс, 2) Северная Ирландия и 3) Шотландия. Следует отметить, что системы образования Англии, Уэльса и Северной Ирландии по своей структуре отличаются незначительно, а вот в системе образования Шотландии имеются свои традиционные особенности.

Современная система образования Великобритании включает в себя: дошкольное воспитание, начальное образование (Elementary school), общее среднее образование (Secondary school), систему дальнейшего образования (Further Education) и высшее образование (Higher Education).

С 5 лет дети посещают двухлетние школы для малышей (prepreparatory school). В такой школе дети изучают английский язык, математику, историю, географию, музыку и искусство. Предметы выбирают родители.

С 7 до 13 лет — начальные школы (primary, elementary или preparatory school). К ранее изученным предметам добавляются новые, например, естественные науки, информационные технологии, дизайн. При переходе из начальной школы в среднюю сдается Общий вступительный экзамен Common Entrance Examination (CEE).

С 13 до 16 летнего возраста для детей начинается этап среднего образования. Система среднего образования в Соединенном Королевстве сильно отличается от привычного нам с Вами. Она сочетает в себе индивидуальность в выборе предметов и коллективность в их изучении. Нет привычных классов. Каждый школьник занимается по индивидуальному плану. Предметы, которые предлагаются в той или иной школе, разбиваются на тематические блоки. Из каждого блока выбирается один предмет - по выбранным предметам затем сдаются экзамены. Расписание уроков выглядит в британской школе так: указывается, например, что первый час отводится под блок предметов А. И ученик идет в ту аудиторию, в которой читается выбранный им предмет из этого блока. Таким образом, усиленно изучаются 4-6 предметов, что, правда, не исключает возможности проходить и другие. До 14 лет изучается большой набор общеобразовательных предметов.

В 16 лет в средней школе школьники сдают экзамен на британский сертификат о среднем образовании GCSE (General Certificate of Secondary Education). Самое главное, на что нацелена вся программа обучения в средних школах Великобритании, — это экзамены по системе GCSE. Учиться можно в частной или государственной школе, но выпускные экзамены сдаются по единой системе, принятой в 1987 году. Этот сертификат является достаточным для самостоятельной трудовой деятельности, но еще не дает права на поступление в высшие учебные заведения. Экзамены на присуждение сертификата о среднем образовании GCSE — едины и обязательны для всех.

Для того, чтобы получить Свидетельство о среднем образовании продвинутого уровня GCE A-level (General Certificate of Education Advanced Level) , с которым можно без экзаменов поступать в британские и некоторые другие зарубежные университеты, нужно проучиться дополнительно 2 года — 12-13 классы.

На это время школьник выбирает 3-4 предмета из предложенных 10-и и готовится к сдаче экзаменов по ним. Общая оценка за экзамены GCSE выставляется с учетом трех параметров. Кроме привычного нам письменного экзамена, принимается во внимание успеваемость за все годы учебы и нечто вроде дипломного проекта, который ученики должны написать за время учебы. Оценки существуют такие: A, B, C, D, E, F, G. Наилучший результат — А.

Последние два года — никаких лишних предметов, только три-четыре основных, необходимых для дальнейшей специализации и выбранной профессии. Причем упор делается не на зубрежку огромного количества материала, а на умение самостоятельно мыслить и использовать нужную информацию.

International Baccalaureate (IB) — альтернатива A-level.

Программа была создана в Швейцарии в конце 60-х годов. По инициативе школы ООН в Нью-Йорке и Международной школы в Женеве группа международных экспертов взялась составить универсальную школьную программу, которая позволяла бы учебным заведениям признавать эквивалентность образования, полученного в другой стране.

Эта программа тоже длится обычно два года, но включает в себя больше предметов. Экзамены по системе IB засчитываются университетами не только в Великобритании, но и во многих других странах.

Программа IB в первую очередь рассчитана на то, чтобы дать учащимся знания и умения, необходимые в жизни каждому, независимо от профессии, а также навыки социальной адаптации. В рамках программы главный акцент делается на академических достижениях, умении критически мыслить, навыках самостоятельной работы. Благодаря такому подходу у учеников повышается мотивация и интерес к знаниям, а следовательно и успеваемость.

Одно из основных отличий программы IB - это, прежде всего, подход к изучению предмета. Как правило, в программе IB используются методы различного анализа, делается акцент на написание исследовательских работ и самостоятельную экспериментальную деятельность студентов.

Некоторые учебные заведения предлагают одногодичные программы подготовки к экзаменам A - Levels , а также специальные программы поступления в вузы для иностранцев Foundation.

На программы A-level можно поступить в 16 лет, а на Foundation в 17 лет.

Что такое Foundation course?

Это программы, объединяющие учебные курсы по различным предметам (математика, физика и пр.) и занятия по иностранному языку. Они призваны "адаптировать" знания ученика по базовым дисциплинам к местным стандартам и "подтянуть" его по языку. Дополнительно он знакомится с учебными методами и процедурами, принятыми в стране, где он собирается продолжить обучение. Его учат составлять план занятий, сдавать экзамены и пр. Эти предметы могут оказаться полезными даже для тех, кто уже отучился год-другой в казахстанском вузе. Выбор предметов, которые изучают слушатели Foundation Courses, зависит от их будущей специализации.

Надо отметить, что все программы Foundation требуют довольно хорошего знания иностранного языка - например, на уровне 4.5 – 5.0 баллов по тесту IELTS или 500-525 баллов по TOEFL PBT.

Высшие учебные заведения Великобритании делятся на три вида.

Есть колледжи (Colleges of Higher Education), которые, как и университеты, присваивают ученые степени (только уровня бакалавра) и выдают дипломы о высшем образовании. Но в отличии от университетов они являются узкоспециализированными учебными заведениями в таких областях, как живопись и дизайн, музыка, театральное искусство, образование.

Есть политехнические институты (Polytechnics), в которых обычно приобретают инженерные специальности (постепенно они подтягивают уровень программ и преподавания до университетских, в результате чего границы между ними начали стираться. Некоторые институты уже получили статус университетов.

Есть университетские колледжи, которые, как правило, являются составной частью университетов. Наконец, есть классические университеты, которые, как и прежде, остаются центрами академического образования и научной работы.

Сейчас в Великобритании насчитывается в общей сложности 102 университета, в большинстве своем они государственные. Длительность обучения зависит от выбранной специальности и степени, которую студент намерен получить по завершении образования.

Бакалаврские программы (Undergraduate courses) рассчитаны в среднем на 3-4 года обучения (в Англии и Уэльсе — 3 года, в Шотландии — 4 года), после чего выпускники получают степень бакалавра — либо обычную, либо с отличием (BA/BSc with Honours). Существует несколько типов степени бакалавра:

BA — бакалавр гуманитарных наук;
BSc — бакалавр естественных наук;
EEng — бакалавр технических наук;
LLB — бакалавр права;
BMus — бакалавр музыки;
BEd — бакалавр педагогических наук;
BM — бакалавр медицины.

Названия степеней в разных университетах порой различны, существуют и исключения из правил.

Bachelor Degree — это первая ступень высшего образования. Первые два года студенты изучают широкий круг базовых предметов, а затем еще два года посвящают специальным дисциплинам по выбранному ими профилю. Британским университетам присуща гибкость учебных планов. Студенты имеют возможность изучать самые разнообразные дисциплины, даже если они преподаются на разных факультетах. Учебный процесс строится на таких формах обучения, как лекции, семинары, тьюториалы (индивидуальные занятия студента с преподавателем) и самостоятельная работа. Занятий по сравнению с казахстанской действительностью - немного, однако кажущаяся свобода вовсе не означает, что учиться легко или вообще не обязательно. Дело в том, что англичане привыкли сами контролировать свои занятия, поэтому наша система учета и контроля им ни к чему. Эта степень признается во всем мире. Что дает высокие шансы на успешную профессиональную карьеру в любой стране.

Степень бакалавра является необходимым условием для продолжения обучения на следующем послестепенном (Postgraduate Courses) уровне образования по программе магистра и доктора. Постдипломное обучение (Postgraduate education) - это академический курс на базе высшего образования.

Иностранным студентам предлагается пройти подготовительный курс, так называемый Pre-Master's Programme продолжительностью от 1 до 3 семестров, в зависимости от уровня владения английским языком и общей теоретической подготовки. Программа сочетает языковую подготовку для академических целей и изучение предметов по специальности, что дает студентам навыки, необходимые для обучения в магистратуре.

Обучение на получение степени магистра (Master Degree) занимает год, после ее получения за три года можно пройти обучение на степень доктора наук (PhD), т.е. имеется две большие группы программ, ведущих к получению степени магистра. Это программы, ориентированные на исследовательскую деятельность, и учебные программы, ориентированные на повышение профессионального уровня по одной из специализаций. Учебные магистерские программы организованы следующим образом. После 8-9 месяцев лекций и семинаров сдаются экзамены, а затем студенты в течение 3-4 месяцев делают дипломный проект. По результатам экзаменов и защиты дипломной работы присваивается степень магистра.

Виды степеней postgraduate:

PGCE, Postgraduate Certificate in Education — Свидетельство на преподавание; DMS, Diploma of Graduate Studies — Диплом по менеджменту; MA, Master of Arts — Магистр гуманитарных наук; MSc, Master of Science — Магистр технических наук; MBA, Master of Business Administration — Магистр делового администрирования; LLM, Master of Law — Магистр права.

Как правило, студенты не заканчивают образование на этой ступени, а продолжают свою исследовательскую работу с целью получения степени доктора (доктор философии PhD Degree). Большинство программ, ведущих к получению степени доктора, — это чисто исследовательские проекты. Никаких лекций или учебных семинаров обычно не проводится. Обычно на завершение исследовательской программы уходит 2-3 года. К концу этого периода студент должен опубликовать полученные результаты в официальных отчетах. В научных или специализированных журналах и по опубликованным материалам написать диссертацию. Степень доктора присваивается после успешной защиты диссертации.

Теперь определите для себя, какая ученая степень вам необходима.

Убедитесь, что ваша квалификация соответствует вступительным требованиям.

Не ошибитесь в выборе колледжа или университета.

Точно подсчитайте расходы за обучение и проживание.

И дерзайте!

MSOK Language Centre
100000, Казахстан, город Караганда, улица Ленина 72/2, кабинет 506.
Телефон: +7 (7212) 92-13-23
Факс: +7 (7212) 92-11-95
E-mail: info@msok.kz